Заметки бизнес тренера
Glorious learning +7 952 201-73-43

 

SWOT анализ для построения HR бренда


#HR Бренд

SWOT анализ для построения HR бренда
Один из наших клиентов заказал тренинг по теме «Построения бренда работодателя». В контексте обучения уместно было дать SWOT анализ, как стратегический инструмент планирования, часть исследования и основу для дальнейшей работы. Казалось бы, что здесь сложного, инструмент известный. Однако для участников обучения стало открытием то, что на составлении таблицы работа со SWOT не заканчивается.

Приводим пример использования SWOT анализа, результаты которого помогут выстроить бренд работодателя.

Проведение SWOT анализа будет весьма полезным на первом этапе работы с брендом работодателя:
1
Определение целей с учетом HR-стратегии. Выделение целевых аудиторий. Формирование рабочей группы, определение бюджета и ресурсов.
*источник: Н. А. Осовицкая. «HR-брендинг. Управление талантами, онлайн-обучение, геймификация и еще 15 эффективных практик»
SWOT анализ - это инструмент стратегического планирования

SWOT анализ поможет:
  • Провести анализ внутренних ресурсов и внешнего окружения
  • Провести анализ рисков и оценить конкурентоспособность
  • Создать конкурентные преимущества для бренда работодателя
  • Подготовить почву к созданию EVP
В результате SWOT анализа у вас появится:
  • Общее представление о текущем положении дел с HR брендом
  • План действий для дальнейшей работы с брендом работодателя
Этап 1. Подготовка к SWOT

За некоторое время до составления SWOT, соберите данные и информацию:

1. Анализ положения компании на рынке
  • Какие соискатели чаще всего просматривают сайт работодателя?
  • Что больше всего ценят потенциальные сотрудники в вашей компании?
  • Что потенциальные сотрудники думают о вашей компании?
  • Основные причины отказа соискателей от работы в вашей компании?
  • Каковы отзывы в медиа пространстве о вашей компании на текущий момент
2. Конкурентный анализ
  • Кто ваши основные конкуренты? (работодатели, претендующие на те же кадры)
  • Какие ценностные предложения делают ваши конкуренты соискателям?
  • Что потенциальные соискатели думают о ваших конкурентах?
  • Основные причины по которым отказываются/соглашаются работать у конкурентов?
3. Оценка тенденций
  • Динамика рынка
  • Изменения экономики
  • Новые конкуренты
  • Политико-правовая среда
  • Технологии
  • Предпочтения соискателей и сотрудников
4. Оценка внутреннего состояния бренда работодателя
  • Как сейчас сотрудники оценивают вас, как работодателя?
  • По каким причинам покидают компанию?
  • Что бы хотели изменить?
  • Готовы ли рекомендовать компанию другим? Да/нет и почему?
Этап 2. Определение сильных и слабых сторон

Описывая сильные стороны, вы описываете внутренние ресурсы компании
Сильные стороны Слабые стороны
Вы лучше конкурентов
Конкурентные преимущества
Почему сотрудники работают у вас
То, что обеспечивает высокие оценки и отличные отзывы о компании
Вы хуже конкурентов
Почему уходят от вас сотрудники
Почему не готовы работать с вами потенциальные сотрудники
Что говорят сотрудники, как о недостатках
Чего не хватает сотрудникам для лучшей производительности/отзывов

Где искать сильные и слабые стороны?

1. Вы как работодатель:
  • Проанализируйте свое ценностное предложение потенциальным сотрудникам
  • По каким параметрам вы лидер, а по каким аутсайдер
  • Где и в чем ваши наивысшие качества/параметры вас, как компании работодателя
  • Есть ли у вашей компании устойчивые ассоциации у соискателей/внутренних сотрудников, которые позволяют вам выглядеть лучше в их глазах? И наоборот
  • Возможно, ваша компания вызывает негативные эмоции у соискателей. Какие? И почему?
  • Оцените лояльность вешних и внутренних сотрудников к компании
  • Оцените широту возможностей для развития и роста внутри компании
  • Оцените возможности для обучения сотрудников
  • Оцените уровень заработных плат компании с конкурентами, с рынком
  • Обладаете ли вы продвинутыми технологиями в работе, которые могут привлечь или удержать сотрудников. Какими?
  • Насколько гибкий подход в рабочих процессах? Что именно вы можете предложить сотрудникам и соискателям? (рабочее место, график работы, выходные и т.д.)
  • Насколько квалифицированный персонал внутри вашей компании сейчас и можно ли рассчитывать соискателю, что опыт работы в вашей компании повысит его квалификацию?
2. Вы в медиа пространстве:
  • Как вы представлены во внешней среде (сайт, поисковые системы, ресурсы поиска работы и т.д.)
  • Где вы представлены? Через какие каналы соискатели и сотрудники узнают о вас новости, информацию?
  • Что знают о вас из внешних источников соискатели, и что знают о вас из внутренних источников сотрудники
  • Что отличает вас от конкурентов в медиа
  • Может быть у вас есть уникальная стратегия продвижения? (или есть внутренняя возможность, которой вы еще не воспользовались)
Как систематизировать данные:
  • Составьте свой собственный список параметров
  • Отметьте в списке ключевые факторы успеха вас, как работодателя
  • Сравните, по каким факторам вы хуже или лучше конкурентов?
Составьте сравнительную таблицу факторов с конкурентами:

Ключевые факторы успеха Лучше, чем у конкурентов Хуже, чем у конкурентов
Параметр 1 V
Параметр 2 V

Раздел «Лучше, чем у конкурентов» будет вашими сильными сторонами.
Раздел «Хуже, чем у конкурентов» - ваши слабые стороны.

Этап 3. Определение угроз и возможностей

Описывая угрозы и возможности бренда работодателя, вы описываете влияние внешней сред на деятельность компании
Возможности – это то, что позволяет компании привлекать лучших сотрудников и выглядеть в глазах соискателей (внутренних сотрудников) интереснее и привлекательнее Угрозы – это то, что может снизить оценки и лояльность к компании внутренних сотрудников и соискателей в будущем.
Новые каналы представленности компании
Новые технологии
Конкуренты
Право и экономика

Где искать возможности и угрозы?

  • Оцените деятельность конкурентов в части развития бренда работодателя?
  • Подумайте о возрастных особенностях потенциальных сотрудников, которые ищут работу или будут искать работу в ближайшем будущем. Как могут измениться их предпочтения/ценности/мотивы в ближайшие 5 лет?
  • Оцените технологии, которые возникают на рынке труда? Технологии, которые предлагают ваши конкуренты? Технологии, которые могут изменить отрасль в ближайшем будущем
  • Оцените правовой аспект, связанный с деятельностью компании. Что изменилось в законодательстве и может изменить подход (процессы) к работе?
  • Оцените изменения в трудовом праве. Что может повлиять на ход деятельности вашей компании?
  • Каковы прогнозы экономической составляющей работы в вашей отрасли в целом? Как это может сказаться на работу вашей компании? В части взаимодействия с персоналом?
  • Ожидается рост/сокращение зарплат в отрасли? Изменение условий работы?
  • Прогнозируется ли какая-либо деятельность крупных игроков рынка/конкурентов, которая может повлиять на рынок труда?

Как систематизировать данные:

  • Составьте свой собственный список параметров
  • Оцените вероятность возникновения каждого фактора и его возможный вклад в развитие бренда работодателя
  • Проранжируйте все факторы по степени влияния на развития бренда работодателя


Этап 4. Напишите выводы и план действий по SWOT анализу

  • Внесите всю информацию в одну таблицу:

    Сильные стороны Слабые стороны
    Параметр 1
    Параметр 2
    Параметр 1
    Параметр 2
    Возможности Угрозы
    Параметр 1
    Параметр 2
    Параметр 1
    Параметр 2

  • Проведите проверку сильных сторон:

    Задайте два вопроса каждому параметру:
    1. Каким образом сильная сторона повышает имидж работодателя?
    2. Создает ли сильная сторона отличие от конкурентов?

    Все, что не влияет на имидж и не делает вас конкурентоспособным – удаляйте.

  • Проведите проверку слабых сторон

    Задайте вопрос каждому параметру:
    Каким образом слабая сторона снижает впечатление от компании, как от работодателя? (снижает привлекательность)
    Слабые стороны, которые не влияют на имидж и известны только вам, вычеркивайте.

  • Проведите проверку возможностей

    Задайте два вопроса каждому параметру:
    1. Как данная возможность может повысить имидж работодателя и увеличить лояльность сотрудников?
    2. Существуют ли ресурсы для реализации возможностей? Какие? Когда это можно сделать?

    Затрудняетесь ответить на первый вопрос – вычеркивайте возможность.
    Нет возможности на реализацию – отложите, запишите как будущую идею.

  • Проведите проверку угроз

    Задайте два вопроса каждому параметру:
    1. Как данная угроза может снизить привлекательность работодателя?
    2. Когда возможно наступление этой угрозы?

    Затрудняетесь ответить на первый вопрос – удаляйте угрозу.
    Угрозы далекой перспективы – 3-5 лет, отставьте на потом.
В итоге у вас должна получиться таблица с вычеркнутыми не нужными параметрами и выделенными, нужными параметрами:

Сильные стороны Слабые стороны
Параметр 1
Параметр 2
Параметр 1
Параметр 2
Возможности Угрозы
Параметр 1
Параметр 2
Параметр 1
Параметр 2

Сделайте выводы по SWOT анализу:
  1. Определите конкурентные преимущества на основании сильных сторон
  2. Как сильные стороны сделать очевидными для соискателей и сотрудников?
  3. Как в максимально короткие сроки реализовывать возможности?
  4. Составьте план действий развития возможностей за счет сильных сторон
  5. Подумайте, как минимизировать слабые стороны и нейтрализовать угрозы?
  6. Составьте план действий по превращению слабых сторон в сильные.
  7. Подумайте, как скрыть слабые стороны, которые нельзя изменить?
  8. Составьте план действий по преобразованию угроз в возможности
  9. Подумайте, как в максимально короткие сроки защититься от угроз
Этап 5. Презентуйте результаты SWOT руководству компании

Завершающий этап SWOT – это презентация результатов анализа, в которой формулируются ключевые выводы и вектор развития бренда работодателя.

Структура презентации может выглядеть так:
  1. Введение.

    Краткое изложение всех ключевых предложений и выводов, которые появились в ходе анализа.

  2. Первая часть.

    Что было целю SWOT анализа, какие факторы рассматривались и были проанализированы?

  3. SWOT анализ в таблице, где в каждой части параметры расставлены в порядке приоритетности.

  4. Обоснования к SWOT.

    Реалистичность и правдоподобность каждого фактора должна быть продемонстрирована информацией, данными, фактами, сравнением с конкурентами.

  5. Выводы по SWOT представьте в форме конкретного плана действий (мероприятия, сроки реализации, ресурсы, возможны ответственные).
SWOT анализ готов! Теперь у вас больше информации для принятия правильных, обоснованных решений и разработки EVP. Но об этом в следующий раз.

Команда Glorious learning 11/01/20

Назад