Заметки бизнес тренера
Glorious learning +7 952 201-73-43

 

Таксономия Блума или как ставить эффективные цели по обучению


Таксономия Блума или как ставить эффективные цели по обучению
Цели! Цели? Цели… кругом только и разговоров, что о важности и эффективности постановки целей перед началом любого процесса. Зачем нам нужны цели? Первая прописная истина - они выступают как компас, ориентир, вектор и направление движения к «____________» тому, что вы хотите получить. Нет цели и «паруса вашего корабля» надувает встречный ветер. Ну, если очень повезет, то попутный.

Вторая прописная истина – от того как вы сформулируете цель, будет зависеть и ее достижение. Задумайтесь, как вы формулируете цели? Полагаю, чаще всего по типу «что должно быть сделано». К примеру, выучить иностранный язык до уровня intermediate за девять месяцев при помощи такой-то языковой программы. Все хорошо, но может быть и лучше. Как говорят французы «в деталях спрятан черт». Вот в эти детали и погрузимся.

Бенджамин Блум в 50-ых годах прошлого века выдвинул теорию, которую описал в своей книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Это один из вариантов классификации педагогических целей. Суть идеи в том, что цели обучения и формулировка заданий должна соответствовать иерархии мыслительных процессов.

Мыслительные процессы располагаются в виде пирамиды, каждый уровень базируется на предыдущем. Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач. Знание этих глаголов упрощает процесс формулирования учебных целей. Итак, шесть уровней:
  1. запоминание (Remember) – распознавание и запоминание фактов, терминов, основных понятий
    "Запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите"
  2. понимание (Understand) - демонстрация понимания фактов и идей путем организации, сравнения, перевода, интерпретации, описания и формулирования основных идей
    "Объясните, опишите, определите, обсудите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте"
  3. применение (Apply) - использование полученных знаний - решение проблем в новых ситуациях путем применения полученных знаний, фактов, методов и правил
    "Решите, спланируйте, объясните, изобразите, проэкспериментируйте, потренируйтесь, покажите, используйте, обучите, продемонстрируйте"
  4. анализ (Analyze) - изучение и разделение информации на составные части, определение их взаимосвязи, выявление мотивов или причин, заключение и поиск доказательств в поддержку обобщений.
    "Исследуйте, сравните, противопоставьте, интерпретируйте, проанализируйте, сгруппируйте, классифицируйте"
  5. синтез (Evaluate) - построение структуры или модели из различных элементов, это также относится к аспекту объединения частей в единое целое
    "Составьте, сочините, соедините, сконструируйте, вообразите, сформулируйте, постройте, изобретите"
  6. оценка (Create) - представление и защиты мнений путем вынесения суждений об информации, обоснованности идей или в качестве работы на основе набора критериев
    "Сделайте заключения, оцените, одобрите, поддержите, рекомендуйте, критикуйте, сделайте выводы"
Давайте рассмотрим на примере. Скажем, в рамках электронного курса мы хотим научить слушателя варить кофе капучино.

Цель будет звучать так: после прохождения курса слушатель будет знать и при необходимости сможет приготовить кофейный напиток «капучино» по итальянскому рецепту.

Детализируем цель при помощи таксономии Блума:

1. Уровень запоминания

Уметь назвать специфические термины, упоминающийся при приготовлении капучино и запомнить его рецептуру.

2. Уровень понимания

Объяснить разницу между приготовлением капучино и эспрессо.

3. Уровень применения

Потренироваться варить виртуальный капучино из предложенных ингредиентов.

4. Уровень анализа

Проанализировать основные ошибки при приготовлении капучино.

5. Уровень синтеза

Изобрести (предложить) новый способ приготовления капучино, к примеру, капучино по-русски.

6. Уровень оценки

Оценить насколько «правильно» (в соответствии с рецептом) готовится капучино в известных кафе. Таким образы раскрываем цель и задачи обучения максимально детально. По большому счету опираясь на глаголы каждого уровня, можно придумать задания для электронного курса, которые помогут эффективно донести информацию до слушателя и оценить результат обучения.

Многие источники говорят, что таксономия Блума весьма спорная концепция. Не будем вступать в споры! Мы понимаем, что бывают исключения. Однако есть смысл попробовать поставить цель и детализировать ее по Блуму и на опыте убедиться, что эта модель эффективна для разработчика и слушателя курса.

Эффективных вам курсов.
Катаева Евгения 24/04/19
Назад